июня 19, 2013

Прощение

Был в моей водительской практике один нелицеприятный случай.  Мы как раз переехали во временное съёмное жильё в другой части города, и мне постоянно приходилось туда-сюда ездить по автостраде, добираясь до наших привычных будних мероприятий в противоположной стороне: детского хора, уроков музыки и пр. 

Поскольку я жена водителя, а именно дальнобойщика, то мне гораздо чаще, чем того хотелось бы, приходилось выслушивать в кабине лекции о правилах дорожного движения.  За все эти годы я уже настолько к этому привыкла, что даже не спорила, а просто автоматически кивала головой в ответ.

А на этой скоростной дороге как раз был промежуток, где постоянно стоял дорожный патруль, поэтому муж неустанно предупреждал меня: 
- Ты смотри, здесь не гони.  Здесь всегда ловят.

И действительно, то тут то там на обочинах, чаще чем на других дорогах, встречались машины с мигалками тормознувшие очередных нарушителей.  Каждый раз муж использовал это как наглядный пример для поучения своей второй половины, сидящей на пассажирском сидении, и в очередной раз тыкая пальцем в красно-синюю мигалку, приговаривал:
- Вот видишь...

Я то всё видела, но у меня на то время было шесть маленьких детей ни одного из которых я не могла оставить самостоятельно дома.  В Америке существует неписанный закон, что детей до 12 лет не желательно оставлять одних.  Не то, чтобы ходят по домам проверяют, но если пожалуются соседи или всплывёт где-то в школе или на улице, то проблем потом не оберёшься.   Моему старшему на то время было 11 лет.  Младшей около года.  Мне не хотелось никаких лишних проблем на мою бедную голову, поэтому я предпочитала всех детей возить с собой.  Мы или все оставались дома, или все грузились в машину.

Обычно таким поездкам предшествовали бурные сборы и не менее бурные эмоции семи человек, замкнутых в одном маленьком пространстве на 4-х колёсах минут на 45, а то и больше.  В таких много-людных-детных поездках у меня зачастую трещал по швам не только автобус, но и терпение, а тем более голова.  Спокойствие вообще забивалось в самый дальний угол и боялось высовываться оттуда до полного возвращения домой.  Всё зависело от того, насколько гладко или бурно протекали сборы. 

В одну из таких не самых благоприятных поездок я увидела в зеркало заднего вида, как на следующем за мной мотоцикле неожиданно включились мигалки - красного и синего цвета соответственно.  Только этого мне не хватало!

Не вдаваясь в излишние подробности поясню, что той поездке предшествовало не самое лучшее утро в моей материнской практике.  Оно началось задом наперёд, потом пошло наперекосяк, перевернулось с ног на голову, и когда мы грузились в машину, у меня всё валилось из рук и шло шыворот-навыворт.  Мы как всегда опаздывали.  Малышка хотела спать и плакала.  При этом, кто-то из детей обязательно испытывал мамино терпение, которого у меня в запасе не оставалось ни грамма.  Эмоции давили на меня, а я давила на газ.

Я не знаю с какой скоростью мчалась, потому что не смотрела на спидометр.  Я выворачивала край каждого глаза на два ряда задних сидений где пищали дети и летела с такой же скоростью, как и мысли в моей голове.  Я хотела скорее добраться до пункта назначения, открыть двери и выпустить всех на волю врассыпную.  Больше я ничего не хотела.  И меньше всего мне хотелось объясняться с полицейским.

Но эпической кульминацией этого разваливающегося по частям дня стал даже не полицейский на мотоцикле, но ФАКТ, что меня остановили именно на том самом отрезке пути, о котором пос-то-ян-но предупреждал муж.  Это было всё!

Хотя тут я опять ошиблась, потому что и это был ещё не конец.  Следующая неприятность не заставила себя ждать.

Полицейский в шлеме заглянул в наш издающий дикие звуки салон со словами:  "Почему ваш отстёгнутый ребёнок машет мне в заднее стекло руками?"  У меня пропал дар речи.  Это был удар в спину.  Мало того, что мы гнали с не знаю какой скоростью на эмоциях, так ещё трёхлетний Мишка при виде цветных лампочек за окном встал на радостях на сиденье на коленки и счастливый принялся махать дяденьке в шлеме руками.  Теперь этот ребёнок хлопал на заднем сидении глазами и не мог понять за что на него шипят старшие.

В Америке непристёгнутый ребёнок в машине и полицейский - это очень неблагоприятная комбинация.  За превышение скорости меня ждал штраф под двести долларов и 4 штрафных балла.  (В нашем штате лишают прав за 12 баллов набранных в течении года.) Вобщем, три таких поездки за год, и ты остаёшься без прав. 

А теперь, мамы маленьких детей, скажите мне, пожалуйста, сколько раз за год вы пальцами впиваетесь в руль, а нога сама упирается в педаль от того, что вы пытаетесь сосредоточиться на дороге, а за спиной происходят бесконечные разборки, сопровождающиеся писком, визгом и кто знает чем ещё?  У меня такое происходит чаще, чем три раза в год - это я вам утверждаю на полном серьёзе.  И если этого казалось мало, то другой штраф меня ждал за непристёгнутого Мишку.  Теперь вы понимаете моё отвратительное на тот момент состояние.

Но видимо этот немолодой страж порядка что-то разглядел в моём выжатом лимонном выражении.  Может я напомнила ему жену, которая, как и я, возила когда-то по дорогам его детей?  Может дочку, которая возит его малолетних внуков?  Может у меня был просто вызывающий сострадание вид облезлой курицы? Не знаю.  Моя визжащая на все голоса бригада выставляла меня далеко не в лучшем свете. 

Однако, этому полицейскому не были чужды человеческие качества.  Учитывая, что время было около обеда, я думаю, он ещё не успел выполнить свою дневную норму (если таковая у них имеется).  Но после всей процедуры проверки прав, страховки и регистрации на машину, я получила наименьший штраф за непристёгнутого Мишку, а грубое превышение скорости и штрафные баллы мне были прощены.  Просто так, без всяких дополнительных лекций и объяснений, человек взял и простил!  Даже не за красивые глаза, потому что кроме смертельной усталости в них в тот день ничего не отражалось.

Настроение у меня из вконец убитого поднялось до немного подавленного.  По идее, я должна бы радоваться, но была совершенно вымотана эмоционально.  (В такие дни мне не однажды кажется, что папа в рейсе по сравнению с мамой отдыхает.  Хотя знаю, что это не так.  Отдыхает он дома с нами.)

Дальше надо было звонить мужу.  Я вообще не хотела в ближайщие несколько лет заводить этот разговор.  Но у меня есть шесть детей, которые всегда наперебой готовы рассказать папе все наши последние новости, особенно когда дело касается мигалок.  Пришлось звонить первой.

Началась передача "Что? Где? Когда?".  Хоть я и старалась не вдаваться в излишние подробности, но почему-то каждому мужчине обязательно надо знать: где его жену остановили, когда её остановили и за что именно её остановили? - при этом уточнив все непонятные ему детали. (Или это только жёны водителей так за всех отдуваются?)

Мы разговаривали на доверительных тонах.  Я жаловалась на свой убитый день.  И только муж, как никто другой, мог понять и развеселить меня даже на расстоянии, сумев поднять валявшееся где-то там в пыли настроение.  Он бросил добрую шутку в мой адрес и со смешинкой в голосе заключил:
- Ну, раз полицейский тебя простил, то я тебя тем более прощаю.

Мне было не до шуток.  Где-то в сознании эхом отозвалась притча о милостивом царе и немилосердном должнике.  Если мы читаем Библию, то помним эту историю из 18 главы Евангелия от Матфея, когда царь простил должника, а тот не сумел простить своего товарища.  Печальный результат описан в той же главе. В нашем случае ситуация разрешилась более достойным образом.


Вы знаете, прощение имеет силу.  Двойное прощение имеет двойную силу.  Оно является той самой неотъемлимой частью любви, которая не только долготерпит и милосердствует, но ещё всё покрывает и всё переносит.  «Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).

Если мы хотим, чтобы наши дети создали счастливые семьи, то мы должны научить их прощать.  Грош цена тому браку, где супруги не умеют прощать и не обращать внимания на недостатки друг друга, особенно на первых порах семейной жизни - позже это уже входит в привычку.  Прощению мы учимся именно в семье.  Оно помогает предотвратить множество семейных катостроф.

Дети учатся прощать не на примере сверстников и одноклассников, но именно в семье на примере родителей.  (Вспомните себя в детстве.  Великодушно ли мы прощали обидчиков, когда те забирали у нас любимую игрушку?)  Но дети чувствуют ту атмосферу в доме, когда папа прощает маму, даже если она, пропустив мимо ушей все его предостережения, принесла штраф домой.  Когда мама не обижается на папу, пусть он и забыл какую-то важную дату.  (Мой муж однажды забыл сказать, что нас пригласили на свадьбу.  Мы её благополучно пропустили и до сих пор смеёмся над этим :).  Когда мама не обижается на детей, но понимая, что это ещё маленькие формирующиеся личности, продолжает любить и воспитывать их.  И когда дети, на примере взрослых, не обижаются на маму за то, что она их воспитывает, потому что уверены в том, что мама их любит.  Казалось бы мелочи, но во многих семьях из-за них может вспыхнуть пожар.  И затушить его может только прощение.

Сила родителей в умении прощать детей.  Мы должны знать когда наказывать, а когда прощать.  Я не берусь учить вас как воспитывать детей, но в нашей семье, если ребёнок раскаивается и сожалеет о содеянном, то прощение является естественным решением сложившейся проблемы.  Ведь в этом и состоит смысл воспитания: научить ребёнка отвечать за свои поступки, отличать хорошее от плохого, слышать голос совести.

Сила Бога в прощении.  Бог прежде простил нас и на Его примере мы учимся прощать друг друга.  Конечно, взрослые учатся на примере Бога, но для маленьких детей это пока настолько абстрактное понятие, что они учатся только на примере своих родителей. 

Однако, мы никогда не сумеем оценить действенную силу прощения, если сперва не почувствуем себя по настоящему виноватыми.  Только после того, как мы осознаем себя грешниками, нам открывается смысл и сила жертвы Христа.  Дети понимают всю силу родительского прощения только после того, как согласятся с тем фактом, что на самом деле являются виноватыми и заслуживают более строгого обращения.

Я не уверена, что дети вынесли для себя из нашей не самой удачной поездки.  Я даже не помню, если они слышали наш разговор с мужем, понимали моё убитое состояние или обратили внимание на великодушный поступок полицейского.  Большинство из них ещё были достаточно маленькими.  Но это не единственный пример из нашего семейного быта.  Подобные ситуации (может без полицейского) возникают в любой семье регулярно.  И мне бы очень хотелось верить, что когда мои дети вырастут и будут готовы создать семьи и вступить во взрослую жизнь, они будут уметь не только любить, но и прощать. 

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»
(1 Иоанна 1:9)

2 комментария:

  1. What a rough day! I feel for you, Yulya! My husband has never had a traffic ticket, yet both of the tickets I got were with crying Jacob in the car. One time I was really upset driving him home from a doctor's appointment (he was just diagnosed with a broken arm) & another time when he was tired & cranky & crying loudly desperate for sleep (he is not a good car sleeper) & I was in a hurry to get home. The officer wasn't sympathetic in the 1st case so I paid $250 to a traffic ticket lawyer to get the ticket dismissed (I just felt it wasn't fair) & my husband was able to get the 2nd ticket dismissed after writing an explanation to the judge (it was one of those video camera tickets). It is great you are married to a man who can find humor in a difficult situation!

    ОтветитьУдалить
  2. Lena, you are one smart couple. I never ever thought about traffic lawyer or letter to a judge. Next time I'll keep it in mind (though I hope next time is not soon to come :)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...